- Регулятивная самобытность морали
РЕГУЛЯТИВНАЯ САМОБЫТНОСТЬ МОРАЛИ — характерные для морали и права специфические признаки, идентифицирующие их в качестве уникальных, автономных средств социального регулирования. Самобытность морали в отличие от права усматривается в следующем. Формирование морали имеет естественное историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опыты человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. В отличие от институционных образований (права) мораль по этому не знает разграничения в моральном регулировании на объекты и субъекты. Субъект формирует эти нормы и сам же обращает их на себя.
Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения.
Мораль устремлена на то, чтобы идеалы справедливости, добра, иные моральные требования воздействовали на человека преимущественно изнутри, через его сознание, его духовный мир при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право — преимущественно регулятор внешний, он призван регулировать человеческие действия и поступки в сфере внешних, практических отношений. И при этом путем установления формально-определенных писаных норм, поддерживаемых властью;
Содержание морали ближайшим образом сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки. Право же охватывает область запретов и предписаний, «говорит» о правах, дозволениях. Язык права иной.
Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросовестные» и т.д. Оценочными критериями права выступают «правомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юридически допустимое» и «юридически запрещенное».
Мораль — область чистого сознания, замкнутая на духовной жизни людей и не требующая обязательного внешнего выражения в каких-либо документах (хотя религиозные писания усиливают их воздействие). Право — институционный регулятор.
Поэтому у морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов. Однако у права нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статутными качествам человека.
От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и моральные, оказались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства прав отвечали этому требованию.
Мораль — универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточно специфично. Так, обращенное ко всем и к каждому безусловное требование одной из заповедей христианской морали «чти отца своего и мать свою» в праве находит своеобразное воплощение. Семейный кодекс РФ, Конституция РФ возлагают на совершеннолетних трудоспособных детей обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Больше от права нельзя требовать, иначе оно потеряет свою юридическую самобытность, превратившись в свод рекомендательных норм и пожеланий.
Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Партикуляризм в принципе не приемлем для правовой системы. Юридическая система (как и система права) поэтому может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых, или, иначе сказал немецкий философ Фридрих Ницше, «мораль господ и мораль рабов».
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.